begemout (begemout) wrote in retro_piter,
begemout
begemout
retro_piter

Categories:

В конце 1920-х "Оранэла" могла стать другой

На сайте РОО"Институт Петербурга" прочел обстоятельную статью Н.Н.Гольцова "О первой в России пригородной электрической железной дороге", посвященную "Ораниенбаумской электрической линии" (Оранэле).
Заинтересовала вот такая история:
  • 1 мая 1920 г. национализированная дорога была присоединена к образованным тогда же Северо-Западным железным дорогам и стала называться «Ораниенбаумской электрической линией Северо-Западных железных дорог», или «Оранэл С.-З. ж. д.»; неофициально – ораниенбаумкой, «Оранэлой» или «риженкой»...
  • В 1922 г. Петроградский Отдел коммунального хозяйства предложил передать Оранэлу городу, несмотря на то, что «в эксплуатационном и техническом отношении состояние дороги весьма плохое», «из 41 моторного вагона количество годных постепенно дошло до 12», а «выручки далеко не хватает на покрытие заработной платы и уплаты за электрическую энергию, так что дорога сейчас задолжала крупную сумму Управлению Петроградских городских ж. д.». Управление Сев.-Зап. железных дорог согласилось, что фактически «дорога представляет собой трамвай с весьма изношенной воздушной сетью и подвижным составом легкого типа», но руководство управления дороги было против передачи, «рассчитывая, что этот участок может быть образцовым при начале электрификации русских железных дорог»...
  • В середине 1927 г. был принят проект развития Ленинградского железнодорожного узла, согласно которому трасса Оранэлы должна была начинаться не от Нарвских ворот, а от Балтийского вокзала и, сворачивая перед нынешней ст. Броневая, выходить на свою трассу у Автова, а затем по пустырям и огородам от Кикенки вновь идти на соединение с полотном Балтийской ж. д. на 20-м км линии перед ст. Стрельна.
  • Работы были начаты с двух сторон; к 1928 г. от виадука Окружной ж. д. было отсыпано новое полотно, от Княжева до Кикенки спрямлено и расширено полотно Оранэлы, от Кикенки до Стрельны сооружено новое полотно. Новая линия проектировалась в километре от завода «Красный путиловец»; к заводу предполагалось сделать ответвление, а напротив заводской проходной у Чугунного пер. (ныне ул. Васи Алексеева) соорудить совмещенные трамвайное и железнодорожное путевые кольца.
  • Предполагалось открыть новый участок к октябрю 1929 г., но из-за отсутствия средств на электрификацию пути Наркомат путей сообщения вынужденно отказался от завершения проекта...
  • Народный комиссариат путей сообщения сначала согласился передать городу головной участок линии от Нарвских ворот до р. Красненькой, а в июле 1929 г. на заседании коллегии Наркомата наконец было принято решение: просить Совет труда и обороны отменить постановление о присоединении Оранэлы к Балтийскому вокзалу с 1 октября 1929 г., а Ораниенбаумскую электрическую железную дорогу передать трамвайному управлению Ленкомотхоза.
  • 1 октября 25-километровая «электрическая линия Нарвские ворота – Стрельна» стала Стрельнинской линией ленинградского трамвая с Княжевским парком и собственным подвижным составом.
Заинтересовавшись, я первым делом полез смотреть аэрофотосъемку 1939 года (более ранней в сети не видел), и - сразу удача: на снимке августа 1939 года где отлично, где пунктиром видно недостроенную трассу.


Прорисовав ее, я сделал наложение старого снимка на современный космоснимок яндекса, вот результат:

наложение

Голубым цветом отмечена существовавшая трасса Оранэлы, красным - новое строительство.
Два любопытных момента.
Красным пунктиром прорисована трамвайная ветка, вероятно специально построенная для подвозки грузов на строительство новой линии. Начало этой ветки (уходит вправо от действующей Оранэлы) мы можем увидеть на фотке 1929 года:

1929

Второй момент. Трамвайное кольцо напротив проходной завода "Красный путиловец", похоже, всё же было построено, - мы можем об этом догадаться, рассматривая фотку 1944 года. Контактного провода на кольце уже нет, но рельсы не сняты:

1944

Слева виден угол здания заводской проходной (не сохранилось), трамвайное кольцо находилось справа за кадром.
Действующим это кольцо оставалось недолго - в 1931 году чуть южнее было построено новое, более вместительное разворотное кольцо (на месте нынешней Комсомольской площади):

1931а

Из литературы известно также о строительстве в те же годы кольца "Шелков переулок", публиковалось даже фото:

1929 (2)

Но привязать это кольцо к местности мне не удалось, буду признателен за помощь.


Спасибо за внимание:)
Tags: 1920-е, 1930-е, Ленинград, ОРАНЭЛА, Стачек, железная_дорога, проекты, трамвай
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments