diabaz (diabaz) wrote in retro_piter,
diabaz
diabaz
retro_piter

Categories:

Как строили Морской канал в Петербурге

Оригинал взят у diabaz в Как строили Морской канал в Петербурге
Изначально петербургский морской порт находился на Стрелке Васильевского острова. Однако с появлением пароходов, имеющих более глубокую осадку, а также постройкой Благовещенского моста (наплавного, а позже постоянного) движение судов к Стрелке стало затруднительным. Приходилось в Кронштадте перегружаться на плоскодонные баржи-лихтеры, которые и доставляли товары в Петербург. Это приводило к затратам времени и увеличению расходов. В 50-е годы XIX в. Петербург стал терять свое значение как морской порт и почти превратился в порт речной.


Судя по эллингам Нового Адмиралтейства слева вдали, это Николаевская набережная.


Потребность в углублении фарватера была осознана еще во времена Петра Великого. Им были начаты работы по устройству морского канала. По свидетельству французского посла Ж. Кампредона, в начале 1724 г. «две тысячи солдат под руководством инженера капитан-командора Э. Лейна трудились на строительстве канала между Кронштадтом и Петербургом, дабы в последний могли входить большие корабли». Петр предполагал устроить канал в направлении от устья реки Фонтанки по южному берегу Финского залива до Ораниенбаума, однако смерть царя задержала воплощение этой идеи.

В 1872 г. стали поступать заявления с предложениями по переносу порта на Гутуевский остров и устройству морского канала. Предпочтение было отдано проекту Н.И. Путилова, как наиболее выгодному. В работах них были задействованы десятки судов: пароходов, шаланд, самоходных барж, паромов и земснарядов .



Торжественное открытие Морского канала состоялось 15 мая 1885 г.



Он имел протяженность 32 км при средней глубине в 6,7 м. Начиная от Кронштадта, канал представлял собой выемку в морском дне шириной 107 м. Ближе к Петербургу канал сужался до 85 метров и для защиты от заиливания был огражден дамбами длиной 4,25 км. Для их сооружения в дно залива были забиты десятки тысяч свай, пространство между их рядами заполнялось щебнем и землей.  При приближении к городу дамбы расходились и охватывали всю обширную территорию нового порта.



Во время Великой Отечественной войны в Морском канале стояли корабли Балтийского флота, а на его дамбах были устроены огневые точки.






Тут можно почувствовать себя капитаном, уходящим в далёкое плавание.



Дамба в одном месте имеет разрыв и на острове виднеется какая-то хижина. К стенке прислонён крест. Жильё монаха-отшельника?



Населённый пункт. Контроль скорости: 6 узлов.



Tags: 1880-е, О_Гутуевский, гравюры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments