Павел Каганер (kaganer) wrote in retro_piter,
Павел Каганер
kaganer
retro_piter

Categories:

Так начинался Павловск. Садовая улица (2)

Начало здесь.


Оригинал взят у dharma_ser в Так начинался Павловск. Садовая улица_2

Д. Ф. Ламони. Вид Павловского села. Середина 1780-х годов

Пока хозяева путешествовали, их Павловскую усадьбу проинспектировала императрица Екатерина II. По свежим следам она писала невестке и сыну:
«Третьего дня (30 апреля, 11 мая по новому стилю 1782 года. - С. В.) я прокатилась в Павловское, где нашла по обеим сторонам дороги много снегу. Подъехавши к калитке сада, я вышла из кареты и взошла на гору по тропинке. Подошедши к дому («Паульлусту». - С. В), я вошла и нашла комнаты и мебель очень чистыми и весьма хорошо содержимыми. На дворе выкапывают фундаменты нового дома и флигеля с левой стороны. Из дома мы отправились к Руине..., а отсюда по дороге, только что проведённой..., сошли с горы очень близко Храма (Дружбы. - С. В.) строимого Камероном. Эта постройка почти окончена и внешний вид её очень красив; внутренность была заставлена лесами, которые придавали ей весьма мрачный вид... Оттуда  мы, через мост, проходя мимо Каскада не спущенного (напротив Горбатого мостика. - С. В.), отправились в Шале (Старое. - С. В.), которое нашли чистым и хорошо содержимым. Там я села и нашла вид оттуда очень приятным; заметьте, что лужайки ещё не зелены и что нет ещё ни листочка. От Шале мы пошли по дороге, проходящей по опушке леса, и осматривали Колоннаду (Аполлона. - С. В.), которую уже начали работать. Оттуда прошла к колонне, на которую поставят Флору. Эта последняя - единственная вещь, которую я позволила себе критиковать, потому что нашла у неё подозрительное сходство с Мадонной на большой дороге... У новых ворот, которые ставят при выходе с лужайки на большую дорогу, мы прошли меж материалов и сели в кареты, побродив порядочных два часа, полазивши по всем покатостям, крутым и не крутым, и уставши до смерти; мы сказали: жалко, что нет хозяев, они бы заставили нас побольше побегать и показали бы нам вещи в более приятном виде, а теперь, как их нет, всё выглядит так печально и пусто, что у меня сердце сжалось. Возвращайтесь же скорее, хотя бы для того, чтобы снять с Павловского этот грустный вид... Прощайте, милые дети! Обнимаю вас».
Надо ли подчеркивать, что в Павловское село императрица приехала по будущей Садовой улице, в письме она назвала ее Большой дорогой, и осматривала Екатерина тот самый еще небольшой сад, который дал название улице. И что упомянутые ею «Паульлюст», Павловский дворец, Колоннада Аполлона, поднятая на колонне статуя Флоры и «новые» Царскосельские ворота - также неотъемлемые части ансамбля Садовой улицы, только с парковой её стороны.


Ч. Камерон. Царскосельские ворота

Вскоре после своего визита императрица распорядилась шоссировать участок дороги от Царского Села до строившегося Павловского дворца, что и было исполнено в 1783 году. Шоссе получило название Царскосельского. Работой руководил инженер-майор Пётр Алексеевич Поздеев (+1785).
После возвращения из Европы Мария и Павел продолжают обустраивать свой дворец, заложенный Ч. Камероном в их отсутствие весной 1782 года. Молодые супруги надеялись, что он будет готов к их приезду, но вышло все совершенно иначе: строительство и отделка растянулись почти на 10 лет, и это был не тот дворец по объему, который мы знаем сейчас. Первоначальное творение Камерона представляло собой трехэтажный центральный корпус с куполом (тот же, что и поныне), соединявшийся открытыми полукруглыми галереями с одноэтажными боковыми корпусами: хозяйственным северным и кухонным южным. Медлительность Камерона привела к тому, что хозяева вскоре сменили его на более расторопного Винченцу Бренна, с которым познакомились во время заграничного путешествия. Именно Бренне выпало разработать основные проекты отделки парадных залов на втором этаже дворца.


Ч. Камерон. Большой павловский дворец

В отличие от дворца Мариинскую церковь построили всего за три года, настенную живопись исполнил художник Федор Данилович Данилов (1740-1806), работы в алтаре (скульптурные, резные, живописные и позолотные) производил Жан Батист Шарлемань (1734-1789) - скульптор-декоратор, приехавший в Россию из Франции, образа для церкви Джакомо Кваренги заказал в Риме художнику Джузеппе Кадесу (1750-1799). 6 сентября 1784 года церковь была освящена, и в ней начались службы. До 1787 года их проводил священник Алексий Ильин.


Храм Святой Равноапостольной Марии Магдалины.
Изображение Саваофа в алтарной абсиде работы художника Ф. Д. Данилова
Источник фото


Завершением первого этапа сельского обустройства стали два небольших каменных дома: для священника (1783 год) и для школы (1784 год), выстроенных справа и слева от церкви. Строил их Г. П. Пильников, а проект скорее всего выполнил Ч. Камерон.


Ч. Камерон (?), Г. Пильников. Дом Школы и Дом священника

Сейчас сохранилось в несколько расширенном и заброшенном виде только здание школы. Оно было возведено к осени 1784 года. Школа в Павловске была не простой - одной из первых в России. Как раз в те годы Екатерина II по примеру Австро-Венгерской империи решила устроить в России сеть народных школ. Для этого был выписан специалист - серб по национальности Федор Иванович Янкович де Мириево. Школы давали только начальное образование, но это была первая попытка подобного рода в нашей стране.
Изначально в здании павловской Школы располагались один класс и комнатка, где жил учитель. Первым учителем в школе был Сергей Клементьевский. Через несколько лет его сменил Евстафий Люблинский. Преподавали в школе математику, чтение, письмо, закон Божий и рисование. На введение в программу художественного элемента, видимо, повлияла хозяйка Павловского села Мария Фёдоровна. Она посещала экзамены, награждала подарками лучших учеников. А ученики были детьми первых жителей и создателей Павловска - мастеровых, солдат и матросов.
Все перечисленные постройки - от Дома гоф-фурьера до Школы - вытянулись в струнку фасадами по прямой парадной линии, отделенные от кривого тогда ещё Царскосельского шоссе «зеленой зоной». Вперёд за черту выступает только Мариинская церковь.
В 1784 году наступает новый этап строительства. По заказу хозяев создается первый проектный план Предместья - левобережного Павловска. Отталкиваясь от линии уже существующих зданий, обращённых фасадами к Царскосельскому шоссе, перпендикулярно к ней через предместье прорезаются первые улицы - Под Липками, окружающая буквой «П» церковь Марии Магдалины и площадь перед ней, По слободе (будущая улица Госпитальная), намечается также площадь, на которой намерено строить Большие каменные конюшни.
В соответствии с этим проектом линия первых зданий получает продолжение: в 1785 году на правой стороне улицы По слободе строится Дом для управителя (архитектор Г. П. Пильников) по центру фасада с портиком и двумя колоннами, также обращенный фасадом к Царскосельскому шоссе, а чуть далее на площади закладываются Большие каменные конюшни. Автор проекта конюшен остался неизвестным, предполагали, что это был Ч. Камерон или В. Бренна, в то время как архитектор-строитель, конечно же, Г. П. Пильников.


Ч. Камерон (?). Дом для управляющего Павловского села




Не Камерон и не Бренна. Большие каменные конюшни.

Строительство Больших конюшен было завершено в 1792 году. Они представляют собой двухэтажное каменное строение в виде буквы П, обращенной разрывом в сторону Царскосельского шоссе. Эта буква П имеет еще одну перекладину, делящую внутреннее пространство на две неравные части. Дальняя внутренняя, проход в которую идет через арку, имеет овальный двор, где находились стойла для 56 лошадей. Эти помещения имели высокий сводчатый потолок, на чердаке над которым был устроен сеновал.
Передний двор назначался под каретные сараи, а во втором, более низком этаже жила конюшенная и экипажная обслуга. Как видно по планам, компоновка здания была продумана очень удачно, это не работа случайного архитектора.
Важно подчеркнуть, что все элементы архитектурной отделки Больших конюшен обращены к Царскосельскому шоссе и рассчитаны на обзор с него. Со стороны слободы стены гладкие, и так было изначально.
Отметим, что рассмотренный выше ряд построек, в первую очередь Дом священника, Церковь, Школа, Дом для управителя и Большие конюшни можно рассматривать как архитектурную «визитную карточку» изначального Павловска, и очень жаль, что к настоящему времени часть ее элементов утрачена.
А завершал изначальный ансамбль Садовой улицы в границах Предместья Постоялый двор, или Трактир, находившийся там, где сейчас кафе «Отдых». Уже с 1782 года владельцы Павловска задумываются о привлечении жителей в свою новую летнюю резиденцию. А для этого предлагается «буде явится желающий устроить в Павловском трактир или гостиницу - построить ему дом на месте, назначенном для новых построек, но не иначе, как здание каменное». Кроме того, содержателю трактира назначалось двести рублей ежегодного пособия «для облегчения и поддержки его заведения».
Однако, несмотря на такие льготы, желающих строиться в селе Павловском поначалу не оказалось. Первый трактирщик здесь появился только в 1785 году, и звали его Михаил Готье. Неясно, сам ли он выстроил свое заведение, или здание было, как обещано ранее, каменным и казенным. Скорее второе, потому что на следующий год Михаил Готье заболел и, бросив дело, уехал в Санкт-Петербург, где жил у знакомого.
В 1788 году у трактира появился новый содержатель - санкт-петербургский купец 2-й гильдии Самсон Кононович Поплевин (+1807). Ясно, что это была лишь небольшая часть его бизнеса, и далеко не главная, и, возможно, у Поплевина в Павловске был компаньон или помощник. Известно, например, что в 1794 году в этом же доме проживал купец Поликарп Прокофьевич Варгин, занимавшийся в том числе и трактирным делом. Позднее Поликарп Прокофьевич переехал в Гатчину и организовал первый трактир там, зато в Павловске остался его брат Фёдор Прокофьевич, содержавший указанный трактир до своей смерти в 1810 году.
Сразу за трактиром территория Павловского села заканчивалась. Но так как это место было великокняжеской дачей, оно было огорожено валом (ширина в основании 5 метров, высота около двух метров) и рвом (шириною 4 метра, глубиной около полутора метров). На въезде, там, где позднее соорудили Чугунные ворота, к 1793 году стояли шлагбаум и гауптвахта (нем. - главный караул). Здесь же находился вход в парк, украшенный Царскосельскими воротами (1782), созданными по проекту Ч. Камерона.
Но земляные работы не ограничились созданием вала и рва. К 1791 году происходит серьёзное обустройство отрезка Садовой улицы, который мы только что описали. Изломы дороги спрямляются, и зеленая зона перед постройками благоустраивается: она превращается в газоны, отгороженные от проезжей части регулярно высаженными деревьями и кустами. Видимо, именно с этого времени отрезок Царскосельского шоссе на территории Павловска начинают называть Большим проспектом.


Фрагмент плана села Павловского 1793 года. 1 - Большая каменная оранжерея; 2 - дом гоф-фурьера Ф. Кордюкова;
3 - Молочная (Скотный двор); 5 - Дом Священника; 6 - Мариинская церковь с инвалидными коридорами; 7 - Церковный парад, площадь перед церковью, обсаженная двумя рядами лип; 8 - Школа; 9 - Дом для управителя; 10 - Большие
каменные конюшни; 11 - Трактир (постоялый двор); 12 - караулки; 13 - Царскосельские ворота


Следующий важный шаг в формировании ансамбля Садовой улицы - строительство нового моста через Славянку - Большого каменного моста. Из документов следует, что он был построен в 1790 году, вот только кто его архитектор, мы не знаем. Мост этот был еще одним подарком Екатерины II хозяевам Павловска, и финансировался он из Кабинета Ея Императорского Величества.
Новый мост предполагал большую плотину. Поэтому в ноябре 1790 года хозяева Павловска отдают всемилостивейшее повеление: «От Каменного большого моста против каменной Оранжереи по плану вырыть пруд», что и было сделано в несколько последующих лет. Так в ансамбле Садовой улицы появилось зеркало Мариентальского пруда.
Это позволяет архитекторам Павловска предложить новые архитектурные и планировочные решения. Так участок плато за мостом, напротив Павловского дворца между Царскосельским шоссе и оврагом, где тек ручей, впадающий в Мариентальский пруд, получил название «Пробежка». На нем были проложены две параллельные аллеи. В 1793 году западная оконечность этого участка, обращённая к долине Славянки, получает завершение в виде ажурного павильона Трельяж, созданного по проекту Винченцо Бренны. В том же 1793 году от Трельяжа к пруду оформляется каменная лестница, а в 1795 году внизу появляется каменная пристань. Лестница эта стала предшественницей Большой каменной, или Итальянской лестницы, сооруженной в Павловском парке тем же Винченцо Бренной в 1799 году. И так же, как последняя, она была украшена фигурами львов, статуями и вазами.


В. Бренна. Трельяж и каменная лестница, ведущая к Мариентальскому пруду

В Трельяже, первоначально крытом, в хорошую погоду происходили придворные приемы - обеды  и ужины. После чего хозяева и их гости могли спуститься к пристани и совершить в лодке или на яхте прогулку по Мариентальскому пруду. А вечером наблюдать фейерверк, отражающийся на водном зеркале.
С другой стороны от Трельяжа к Большому проспекту (Садовой улице) примыкал Собственный садик Марии Фёдоровны, начинавшийся у южной стороны дворца. В этом саду, там где сейчас стоит Павильон Трех граций, летом разбивалась палатка. В ней на открытом воздухе любил работать Павел Петрович, наблюдая за тем, как течёт жизнь в созданном им и Марией селе Павловском.

Tags: 1780-е, 1790-е, Г_Павловск, архитектор_Бренна, архитектор_Камерон
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments