Сергей Выжевский (dharma_ser) wrote in retro_piter,
Сергей Выжевский
dharma_ser
retro_piter

Categories:

Так начинался Павловск. Садовая улица (3)

ч1 - http://retro-piter.livejournal.com/668976.html
ч2 - http://retro-piter.livejournal.com/669425.html

Итак, мы обозрели первоначальный ансамбль Большого проспекта Павловского села в истории его формирования почти до конца. Осталось сказать про застройку его заключительного участка, расположенного за Большим дворцом в правобережной, или Заречной части Павловска. Сейчас здесь располагается сквер, или пустырь, близкий в плане к прямоугольному треугольнику, ограниченный улицами Садовой (самая длинная сторона), Зверинецкой и Красного Курсанта. Во второй половине 1780-х годов данный участок был разделен на пять неравных с постройками, обращенными фасадами к Большому проспекту.


Фрагмент плана Павловска 1793 года. 1 - Теплая ванна (Русская баня), 2 - дом Ф. Ф. Вадковского (впоследствии Е. И. Нелидовой), 3 - дом В. И. Маркова; 4 - Кавалерский дом; 5 - дом А. Б. Куракина; 6 - Вольер; 7 - Трельяж; 8 - Собственный садик при Большом дворце; 9 - Садовая улица (Большой проспект)</p></div>

На первом из этих участков, там где сейчас установлен памятник И. Штраусу, в 1788 году построили Русскую баню (другое название Теплая ванна).


Ч. Камерон (?). Г. Пильников. Русская баня (Теплая ванна)

На остальных четырех в 1787-1791 годах были выстроены дома для камергера Федора Федоровича Вадковского (1756-1808),


Федор Федорович Вадковский (1789) и его супруга Екатерина Ивановна, рожденная Чернышева (1789).
Художник Е. Камеженков


Дом фрейлины Е. И. Нелидовой (бывший дом Ф. Ф. Вадковского). Рисунок В. А. Жуковского


шталмейстера (заведующего конюшенным делом) Василия Ивановича Маркова (1749-1809), Гостевой, или Кавалерский, где размещались дежурившие придворные,


В. Бренна (?), Г. Пильников. Кавалерский дом

и камергера Александра Борисовича Куракина (1752-1818).


В. Бренна (?), Г. Пильников. Дом А. Б. Куракина

Ф. Ф. Вадковский и А. Б. Куракин дружили с Павлом Петровичем с детских лет и вместе с В. И. Марковым сопровождали хозяев Павловского села в Большом заграничном путешествии, все трое упомянуты в завещании Павла Петровича 1788 года, а потому дома для них были далеко не случайными подарками от хозяев Павловского села.
Домики эти были одноэтажные, деревянные и оштукатуренные, выстроены в классическом стиле. Можно предположить по стилистическим особенностям, что Теплую ванну строил Ч. Камерон, тогда как дом А. Б. Куракина и Кавалерский дом - В. Бренна. И, конечно, Григорий Пильников, несомненно, руководивший строительством этого небольшого квартала.
Не забудем также и парковую составляющую, вид на которую открывался с противоположной стороны от домиков - каменный Вольер (1782-1783) Чарлза Камерона и деревянный Театр (1793-1794) Винченцо Бренны, разобранный по ветхости в 1856 году.


В. Бренна. Театр в Павловске

Сразу за домом Куракина Большой проспект заканчивался поворотом налево и далее - на Тройную липовую аллею - парадный въезд ко Дворцу. Сейчас этот поворот обозначен Театральными воротами, построенным в 1802 году, как предполагают, по проекту Винченцо Бренны, а на месте Театра возведен Павильон Росси (названный так по фамилии архитектора), в котором находится памятник устроительнице города и парка императрице Марии Федоровне работы скульптора В. А. Беклемишева.
Дальнейший участок современной Садовой улицы носил название дороги в Федоровский посад, и про него мы на время забудем, а перейдем к истории уже описанного ансамбля.
И начнем мы, пожалуй, с оранжерей, которыми заведовал Филипп Логгинович Визлер. Главное их назначение - выращивать ягодные и плодовые растения, а также ботанические редкости, несвойственные для нашего климата. В те годы привозить их из далеких краев было затруднительно, а потому искусные садовые мастера выращивали в отапливаемых теплицах цитрусовые, ананасы, персики, абрикосы, виноград, вишни, теплолюбивые овощи, редкостные растения и, конечно, цветы. При первых хозяевах Павловска комплекс дворцовых оранжерей постоянно разрастался, было построено до 10 корпусов, из них восемь каменных.
Не забывали и о внешнем украшении участка со стороны Садовой улицы. В 1815 году на месте снесенного дома и участка Федора Кордюкова соорудили новую оранжерею (современный адрес: Садовая ул. д. 27В), а в следующем году на ее торце по проекту придворного архитектора Карла Росси возвели деревянную Ротонду, лестница от которой спускалась вниз к Мариентальскому пруду. Изнутри Ротонда была расписана придворным художником Дж. Б. Скотти.


К. Росси. Проект Ротонды при оранжерее

К 1852 году эти постройки пришли в ветхость, и павловский архитектор И. Я. Потолов в 1852-1856 годах полностью перестроил оранжерею, придав ей то оформление, которое мы знаем сейчас. При этом Ротонда была снесена, а ее представительские функции стала играть фасадная и торцевая стены теплицы (последняя была украшена фронтоном, двумя колоннами и нишей со статуей Флоры).


И. Я. Потолов. Проект фасадной оранжереи

К сожалению, в ходе проводившихся перестроек, вызванных хозяйственными нуждами, претерпела изменения и Большая каменная оранжерея. Она перестраивалась дважды: в 1856 и 1876 годах, оба раза по проектам И. Я. Потолова, в результате чего превратилась во внешне непритязательное утилитарное сооружение, не имеющее ничего общего со своим первоначальным обликом.
Садовые мастера для дворцовых оранжерей подбирались очень тщательно и служили, как правило, до конца своих дней. С момента основания Павловского села и до 1917 года в дворцовых оранжереях сменилось четыре садовника. После смерти Филиппа Визлера (до 1807 года) садовым мастером в Павловске стал Христиан Шмидт, проработавший здесь, по-видимому, до 1815 года, когда его сменил Иоганн Антон (Иван Андреевич) Вейнман (1782-1858).


И. А. Вейнман

Иван Андреевич родился в Баварии в городе Вюрцбурге, там же получил университетское образование. По рекомендации русского посла в Вене А. К. Разумовского в 1805 году Вейнман переезжает в Российскую империю в Дерпт (Тарту), где читает лекции по ботанике и организует Ботанический сад при местном университете. В 1813 году Ивана Андреевича приглашают садовым мастером в императорский сад в Гатчину, а затем переводят в Павловск, где также было много работы. В первую очередь нуждался в должном надзоре и расширении созданный при его предшественниках ботанический сад, располагавшийся в Большой каменной оранжерее. Во-вторых, нужно было, конечно, заниматься и украшением парка. Со всеми обязанностями Вейнман успешно справлялся.
Однако преподавание он и здесь не забросил. В 1816 году Иван Андреевич организует в Павловске Училище ботаники и садоводства, сам разработал программу обучения, сам проводил занятия с учениками до 1827 года. Видимо, он обладал даром доступного объяснения. Как вспоминали современники, Вейнман был отличным рассказчиком и охотно устраивал ботанические экскурсии для желающих экскурсии по оранжереям и по императорскому саду.
Не бросает он и науку: регулярно публикует работы с описанием местной растительности, уделяя внимание не только высшим растениям, но мхам, лишайникам, водорослям и грибам. В 1831 году за работы по устройству садов в Павловске Вейнмана избирают членом-корреспондентом Санкт-Петербургской (ныне Российской) Академии наук, его справедливо считают первым русским микологом (микология - наука о грибах).
При Вейнмане состоялся расцвет флористики в Павловске, основанный на строго научных принципах. По данным на 1877 год в дворцовых оранжереях содержалось свыше 50000 растений. В Большой (Камероновой) теплице росло до ста видов пальмовых растений, 50 видов драконовых деревьев, до 150 видов хвойных деревьев, 150 видов роз, в не менее богатые собрания фуксий, гераней, гелиотропов и многих других, в летнее время обильно украшавших цветники Павловского парка. При этом среди лавровых и померанцевых деревьев многие восходили ко временам первой владелицы Павловска императрицы Марии Федоровны. Эта уникальная коллекция сохранялась и в 1911 году, считаясь одной из лучших в окрестностях Санкт-Петербурга.
Дело Ивана Андреевича Вейнмана продолжил чех по национальности Франц Карлович Катцер (1823-1912), определенный в Павловск незадолго до смерти предшественника. Как и его предшественник, Ф. К. Катцер соединяет практику и науку, активно делится своими знаниями с другими специалистами.
В 1858 году Катцер - один из учредителей Императорского Российского общества садоводства, в дальнейшем принимал активное участие во всех мероприятиях общества. Обладатель более 40 почетных медалей на профессиональных выставках (в том числе международных). С 1889 года - член-учредитель Царско-Славянской школы садоводства. В 1893 году уволен от службы инспектора садоводства в Павловске с назначением пенсии. При этом оставлен в той же должности, но по вольному найму. В этом ему помогал сын Рудольф Францевич Катцер (1865-1942).
Рудольф Францевич учился в Николаевской гимназии в Царском Селе, окончил Санкт-Петербургский университет, продолжил образование в Вене (Австро-Венгерская империя). Возвратившись в Россию, продолжил дело отца: активно участвовал в деятельности Российского общества садоводства. Помимо Павловска, привлекался к работам в Санкт-Петербурге, в частности оформлял скверы около Казанского (1899-1901) и Исаакиевского (1911-1912) соборов, заслуженно став к 1917 году ведущей фигурой среди петербургских садовников.
Деятельность свою на этом поприще Франц Рудольфович продолжил в советское время, с середины 1920-х годов заведуя Отделом садов и парков, скверов, бульваров города Ленинграда и его пригородов. В 1925 году по его проекту был устроен Сад 9 января на проспекте Стачек, удостоенный гран-при на Всемирной выставке в Париже, в последующие годы он создает сады у Смольного, переустраивает парк Петропавловской крепости, Румянцевский сквер, Александровский сад перед Адмиралтейством... Фактически им был охвачен весь комплекс садов и парков, связанных с Ленинградом и его окрестностями. В 1930-е годы Франц Рудольфович Катцер стал автором основополагающих работ в области садово-паркового строительства.
Примечательно, что большую часть жизни Франц Рудольфович Катцер прожил в доме отца на Садовой улице в Павловске. Дом, в котором жила эта семья, стоял рядом с домом гоф-фурьера. Мы помним, что первоначально на этом месте размещалась Молочня, перенесенная вскоре в парк. Эта Молочня была перестроена в одноэтажный жилой дом, где жили служители Дворцового и Городового правления, а с 1858 года поселился Ф. Р. Катцер. В 1899 году по проекту городского архитектора Д. И. Зайцева над домом был надстроен второй этаж для проживания семьи Рудольфа Францевича Катцера, который к этому времени успел женился.


Дом садовника Р. Ф. Катцера. 1950-е годы

Однако на этом история дома не заканчивается. Сразу после войны в 1944-1955 годах в нем располагалась дирекция Павловского дворца и парка, позднее дом был передан под жилые квартиры работникам дворца-музея и парка. Здесь жили Анна Ивановна Зеленова, Наталья Ивановна Громова, Георгий Иосифович и Зоя Георгиевна Куровские, Зоя Андреевна и Николай Викторович Вейс... Дом был снесен в 1972 году: Павловск готовили к визиту президента США Р. Никсона, и обветшалые здания на пути кортежа никто не успел бы привести в достойный вид...
В 2007 году на месте, где стоял этот дом, установлен закладной камень для памятника А. И. Зеленовой, легендарного директора (с 1941 по 1979 год) Павловского дворца-музея и парка. Анна Ивановна жила и работала здесь, поэтому место выбрано не случайно, хотя, наверное, правильнее было бы воссоздать дом и повесить мемориальную доску сразу всем замечательным людям, которые жили в нем в разное время. А памятник Анне Ивановне можно установить в другом месте. К сожалению, идея с памятником до сих пор не осуществима за отсутствием средств и хорошего творческого проекта.
Зато на исходе 2016 года прояснилась судьба бывших дворцовых оранжерей, принадлежащих ГМЗ «Павловск». Серьезно пострадавшие во время Великой Отечественной войны и наскоро восстановленные после, в последнее годы они были заброшены и медленно разрушались. В настоящее время проектными организациями разрабатывается вся необходимая документация по их воссозданию. Первыми будут отреставрированы в соответствии с проектами И. Я. Потолова обозреваемые с Садовой улицы корпуса, затем, хочется надеяться, придет черед и Большой каменной оранжереи. Как обещают в ГМЗ «Павловск», в оранжереях снова будут выращивать субтропические плоды, редкие растения и цветы и даже откроют музей ландшафтного искусства.

Tags: Г_Павловск, архитектор_Бренна, архитектор_Камерон
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments